?

Log in

No account? Create an account
Эквиритмические темы СИ - Евгений Поникаров — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Евгений Поникаров

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Эквиритмические темы СИ [Oct. 18th, 2017|06:12 pm]
Евгений Поникаров
[Tags|]

В последнее время в моду в СИ вошли темы, которые я называю эквиритмическими. Предложили их в 2014 году Дарья Фирсова и Никита Иваньков.

Суть такой темы – все ответы эквиритмичны ее названию.
То есть если названием является МАЛЕНЬКАЯ ВЕРА, то в каждом ответе должно быть шесть слогов, из которых два ударных - первый и пятый. Иными словами, ответом могут быть "желтые тюльпаны", "Алла Пугачева", "розовый фламинго", "черный понедельник", "малая планета", "три баскетболиста", "соли молибдена" и так далее.

Это отличный способ обеспечить проверку версии и щелчок.
Метод хорош тем, что можно вписать самые разные факты, как и в матричную, но при этом без требования кроссвордных навыков у игроков, как у матриц.

Название темы можно взять из стихотворения или откуда угодно, лишь бы ритмика была четкой и понятной.
Некоторые авторы позволяют себе расплывающуюся ритмику, сохраняя только общий размер.
Например, в теме ГОЛУБЫЕ ГОРОДА могут позволить написать ответ "волк и семеро козлят". Мне это совершенно не нравится, поскольку параллель неточная – в таком ответе четко звучат три ударных слога, а в названии темы есть только два. Нечистая работа (с).

Давайте возьмем одно название СИРЕНЫ ТИТАНА и посмотрим, куда можно развивать такие темы.

0.
Описанная выше простая эквиритмическая тема (совпадает число слогов, совпадает положение ударных – в нашем случае шесть слогов, ударение падает на второй и пятый слог)
СИРЕНЫ ТИТАНА
Возможные ответы: "дельфин и русалка", "Кавказ подо мною", "нейтронная бомба", "пустая палатка", "Лорен, Мастроянни", "и шествуя важно", "средь шумного бала"...

Этот базовый вариант можно усложнять.

1.
Точная эквиритмическая тема (совпадает также и разбиение на слова). Я предпочитаю писать именно такие темы (базовый вариант мне кажется слишком простым).
СИРЕНЫ ТИТАНА
Все ответы состоят из двух слов по три слога, ударение на втором и на пятом слоге.
Возможные ответы: "Василий Блаженный", "Лукино Висконти", "пустая палатка", "заметил акулу", "подарок Орлова"...

2.
Тематическая эквиритмическая тема (спорт, литература, музыка и т.д.)
СИРЕНЫ ТИТАНА
Скажем, в географической теме возможны ответы: "столица Габона", "рукав Амазонки", "граничит с Андоррой", "открытия Кука"...

3.
Эквиритмическая тема с сохранением рифмы
СИРЕНЫ ТИТАНА
Возможные ответы: "напев кабестана", "соседи урана", "смертельная рана", "крыло моноплана"...

4.
Можно объединять любые из трех предыдущих пунктов.
Например, 2+3 (то есть рифма + общая тема). Скажем, "Ратное дело".
СИРЕНЫ ТИТАНА
Возможные ответы: "Убил из нагана", "клинок ятагана", "тупая катана", "войска Чингисхана", "длина протазана"...

5.
Ну и для практики предлагаю несложную тему, объединяющую 1 и 3.
Пишите свои ответы. Комментарии пока скрыты. Разумеется, без поиска.

СИНИЙ ТУМАН (в каждом ответе два слова по два слога, ударные слоги – первый и четвертый, сохранена точная рифма с туманом).

1. Это литературное направление сложилось во Франции в середине 20 века. Название противопоставляется классическому, старому виду произведений.
2. Эти два слова содержатся в названии романа Агаты Кристи, где убивают ради шахты "Черные дрозды".
3. Этот остров меньше остальных по величине, а вся группа была названа по ошибке, когда европейцы увидели крупных игуан.
4. В него впадают Ингул и Южный Буг.
5. Платон Слепцов-Ойунский начал писать эту поэму в 1918 году, введя образ нового героя.

UPD. Ответы.
1. Новый роман. 2. Полный карман (роман называется "Карман, полный ржи"). 3. Малый Кайман. 4. Бугский лиман. 5. "Красный шаман". Слепцов-Ойунский - якутский писатель.
Лучший результат (все пять ответов) - vmel.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: hahi
2017-10-18 03:48 pm (UTC)
Ой. Как-то совсем не нравится. Начинает напоминать "угадай мелодию". Я могу понять грамматическую и смысловую схожесть ответов - "голубые города", "синие моря", "черные дыры", но не ритмическую.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: e_ponikarov
2017-10-18 04:06 pm (UTC)
Когда речь идет о фрагменте песни - нередко получается смешно, когда ответ подставляется в песню.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: andy_racing
2017-10-18 04:09 pm (UTC)
Недавний всплеск интереса к этому, кажется, происходит из популярности игры в "непростое украшенье" (в вылавливании таких сочетаний из окружающей реальности), которая пошла отсюда: https://twitter.com/neprostoe
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: e_ponikarov
2017-10-18 04:31 pm (UTC)
Да, может быть. У Кирилла тема как раз и называлась "Обручальное кольцо".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: king_and_jocker
2017-10-19 08:02 am (UTC)
Нет, "Непростое украшение" )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: e_ponikarov
2017-10-19 08:18 am (UTC)
Хм. Насчет самого первого раза не уверен, но на БН именовалось вроде "Обручальное кольцо".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: king_and_jocker
2017-10-19 12:31 pm (UTC)
И там тоже было Непростое украшение. И два Энди Уорхола )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mikeiva
2017-10-19 09:46 am (UTC)
Наблюдал, как в Ульяновске играли такую тему "Ягода-малина". Забавно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: elrond1_2eleven
2017-10-19 10:15 am (UTC)
Вот для забав её и оставить бы, а не для турниров.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: e_ponikarov
2017-10-19 10:37 am (UTC)
Любая такая тема лучше, чем какие-нибудь "Арбитры чемпионатов мира по футболу" или "Оскары за женскую роль второго плана" :).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elrond1_2eleven
2017-10-19 12:23 pm (UTC)
Ну, ИМХО, одна из прелестей свояка всё-таки в том, что тема ограничивает именно тематику вопросов, и при этом игра не получается узкой, не как тематические турниры по ЧГК.
А тут получается, задаётся не тема, а форма ответа. Для этого и так уже придуманы матрицы и буквенные темы. Если в пакете они есть, хоошим тоном считается разбросать их равномерно - по одной матрице, по одной буквенной. Если теперь появляется ещё одна ритмическая, то в коротких боях по 4-5 почти не остаётся основы, классических тем.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: e_ponikarov
2017-10-19 12:49 pm (UTC)
Это по сути, не простая форма ответа, а способ подсказки. Чтобы степень уверенности ответа повысить. Для этого можно ввести второй факт в вопрос, можно дать матрицу в названии, или наборщика, можно сказать, что в ответах слова японского происхождения, или через дефис или через апостроф. А можно вот так - ритмикой. Никакой разницы нет.
Простое средство повышения уверенности игрока в своем ответе.

И в этом смысле - от него есть польза. А уж с какой частотой использовать именно этот прием, а не другой - дело десятое.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vmel
2017-10-19 12:26 pm (UTC)
Вот да!!!
У нас в Неспростом клубе постоянно играются темы очень узкие и с длиннющими названиями. Видимо, по обмену откуда-то берут. Скучно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sprinter17
2017-10-23 08:41 am (UTC)
Вот за арбитров ща обидно было
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mika_vetavaev
2017-10-20 05:22 am (UTC)
А я ее сам играл :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: holden_k
2017-10-19 10:09 am (UTC)
Насколько я помню, пару лет назад Гофер писал для "Белой дачи" целый пакет эквиритмических тем.
Мне как концепция очень нравится (как, впрочем, и любая история, связанная с формальным критерием - матрицы, наборшики и т. д.). Конечно, если не злоупотреблять.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: e_rubik
2017-10-21 11:36 pm (UTC)
если названием является МАЛЕНЬКАЯ ВЕРА, то ответом могут быть "три баскетболиста"
...
Некоторые авторы позволяют себе расплывающуюся ритмику, сохраняя только общий размер. Например, в теме ГОЛУБЫЕ ГОРОДА могут позволить написать ответ "волк и семеро козлят".


Сколько слогов в ответе "три волка и семеро козлят"?
Похоже, что три: три вОлка и сЕмеро козлЯт.
Но тогда выходит, что и в ответе "три баскетболиста" числительное оказывается безударным: три баскетболИста.
Если ставить ударение на "три", слово звучит как глагол, а всё вместе – как призыв: три (от слова "тереть") баскетболиста!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: e_ponikarov
2017-10-23 12:11 pm (UTC)
Строка "три волка и семеро козлят" не укладывается в силлабо-тонику вообще. Акцентный стих для эквиритмической темы использовать странно.

"Три баскетболиста" - укладывается. Это две стопы хорея, еще в одной стопе пиррихий. Всего два ударных слога.
(Reply) (Parent) (Thread)